Рекламка, уж простите: Знакомства для любых отношений

Народная мудрость

Объявление

ВНИМАНИЕ!!! ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА WWW.FOLKPORTAL.3DN.RU


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Народная мудрость » Перенесённое на новый форум » Сотворение мира


Сотворение мира

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Скандинавская Версия

Сначала не было ничего: ни земли, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна черная бездна Гиннунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм, а к югу - царство огня Муспельхейм. Тихо, светло и жарко было в Муспельхейме, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить, в Нифльхейме же, напротив, господствовали вечный холод и мрак.

Но вот в царстве туманов забил родник Гергельмир. Двенадцать мощных потоков, Эливагар, взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну Гиннунгагап. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но источник Гергельмир бил не переставая, ледяные глыбы росли и все ближе и ближе подвигались к Муспельхейму. Наконец лед подошел так близко к царству огня, что стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. И тогда над бескрайними ледяными просторами из бездны Гиннунгагап вдруг поднялась исполинская фигура. Это был великан Имир, первое живое существо в мире.[как я поняла это было время]

В тот же день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду великанов - Гримтурсенов, жестоких и коварных, как лед и пламя, их создавшие.

В одно время с великанами из таявшего льда возникла гигантская корова Аудумбла. Четыре молочные реки потекли из сосков ее вымени, давая пищу Имиру и его детям. Зеленых пастбищ еще не было, и Аудумбла паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день - целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант Бури. Его сын Бер взял себе в жены великаншу Беслу, и она родила ему трех сыновей-богов: Одина, Вили и Ве.

Братьям богам не нравился мир, в котором они жили, не пожелали они сносить и господство жестокого Имира. Они восстали против первого из великанов и после долгой и жестокой борьбы убили его.

Имир был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, потонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумбла. Лишь одному из внуков Имира - Бергельмиру удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой.

Теперь уже никто не мешал богам устраивать мир по своему желанию. Они сделали из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили ее посреди огромного моря, которое образовалось из его крови. Боги назвали землю "Митгард", что означает "средняя страна". Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос - деревья, из зубов - камни, а из мозга - облака. Каждый из четырех углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный - Нордри, в южный - Судри, в западный - Вестри и в восточный - Аустри. Из искр, вылетавших из Муспельхейма, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.

Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Митгарда, они создали страну Йотунхейм и отдали ее во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем богов стало больше: у старшего из братьев, Одина, родилось много детей, они построили для себя страну высоко над землей и назвали ее Асгардом, а себя Асами....

Славянская версия

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.

Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир. Солнце вышло тогда, из лица Его.

Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания..

«Книга Коляды», 1 а

Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.

В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.

Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.

Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.

Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосков разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Древнейшие мифы Земли послужили источником предания о Сотворении мира, о рождении различных составляющих Вселенной из частей Господа: у славян - Рода (Прадеда, Прадо), у индийцев - Праджапати, Пуруши, Брахмы, в изначальной древности - Рудры, у скандинавов - Имира, на Кавказе - Тха. Именно это единое чуть не для всех народов Земли предание, лучше всего сохраненное славянами, вошло в "Звездную Книгу Коляды".

Предания о Роде изначальны. Потому корень слова Род столь многозначен. Заметим, что в славянских языках Род означает также "племя", "семья". Ныне к этому слову восходят многие корни значимых русских слов: народ, природа, родители, рот, родник и другие.

Род был известен всем древним европейцам. Например, в английской языке слово "Rod" также значит "королевский скипетр" или "власть" (то есть Род - это Скипетр Власти Всевышнего). Есть в английском и созвучное слово "road" значащее "Путь" (Род также Млечный Путь, то есть Путь к Богу); есть и другое созвучное слово "root", "корень" (Род - это Корень Существования, Корень Мирового Древа); и есть слово "rood", "крест", означающее символ веры.

Египетская Версия

Земное царствование бога Ра

Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов, и напоённом солнцем просторе лежит царство Та-Кемет— «Чёрная Земля», как называют свою страну сами её жители, древние египтяне. Если чужестранец — путешественник или приезжий торговец — спросит, почему земля «чёрная», ему охотно объяснят, что «чёрная» — значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов; там — пустыня, царство злого Сета, там — смерть. А жизнь — здесь, в зелёной долине. Добрый речной бог Хапи— пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений — каждый год заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остаётся густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, чёрной...

Шумят по берегам тенистые рощи финиковых пальм, колосятся хлеба на полях, по водной глади плавают ослепительно прекрасные цветы — белые, голубые и розовые лотосы, в прибрежных тростниковых зарослях вьёт гнёзда водоплавающая дичь. Воздух звенит птичьим многоголосием.

Жители Та-Кемет построили города, воздвигли роскошные дворцы и величественные храмы. Один за другим плывут на юг корабли. Они плывут к южным каменоломням, где под охраной надсмотрщиков с плётками рабы добывают гранит и песчаник. Каменные глыбы по бревенчатым настилам волокут к берегу, грузят на палубы, и корабли отправляются в обратный путь. А в городах их ждут с нетерпением. На каждой пристани дежурят погонщики с упряжками быков. За небольшую плату они перетащат глыбы к храму, — и вскоре трудами искусных каменотёсов святилище украсится ещё одной статуей бога, колонной или обелиском.

Бурлит жизнь в Та-Кемет. Ломятся переполненные зерном амбары, тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах, — и благодарные египтяне славят щедрого Хапи, поют ему хвалебные гимны и приносят жертвы.

Слава тебе, Хапи, бог Великой Реки!
Ты разливаешься, чтоб оживить Та-Кемет,
Орошаешь поля, даруешь дождь с небес,
Ты — наш кормилец и благодетель!
Земля ликует, всё живое радуется.
Ты наполняешь амбары, даёшь траву для скота.
Зеленей же, зеленей же,
О, Хапи, зеленей же!
Но не всегда было так, не всегда цвела и благоухала Чёрная Земля...

Давным-давно, много миллионов лет назад, на месте городов с их дворцами, храмами и оживлёнными рыночными площадями, где с утра до вечера не смолкают крики торговцев, наперебой расхваливающих свои товары был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.

Мрачное он представлял зрелище! Холодные воды Нуна были неподвижны. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всё окутывал первозданный мрак, всюду царствовала тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

— Я существую! — воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громового голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо моё могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

А вокруг, как и прежде, всё было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было ни одного, даже самого крошечного, клочка суши, куда можно было бы ступить ногами, — всё затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Ату-ма: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в своё жерло. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом.

С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнёс волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен.

Атум опустился на холм и стал размышлять, что же ему делать теперь.

«Конечно, сперва я создам других богов,— думал он. — Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет ещё земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай... Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан снова замрёт и останется навсегда неподвижным. И ещё я создам богиню влаги — чтоб воды океана подчинились ей».
Исток Нила, символически изображённый в виде бога Хапи, сидящего в скальной пещере. В руках у Хапи — сосуды с изливающейся водой. Пещеру охраняет змей, свернувшийся в кольцо
Пение благодарственного гимна богу Хапи после начала разлива Нила

И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут — женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.

Но тут случилась беда. Непроглядный мрак всё ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать всё, что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.

В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:

— Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.

Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.

Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:

— О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза!

И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.

Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая, опасность?.. Он поднялся с земли, повернул голову и напряжённо прислушался.
Богиня Тефнут в виде женщины-львицы. Над головой богини — солнечный диск с уреем
Шу и Тефнут в виде львов.

Между богами два иероглифа: верхний изображает Солнце и долину Нила между восточными и западными горами и означает «небосклон»; нижний означает «жизнь» (по-древнеегипетски «анх»)

Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился всё громче... кто-то шёл к первозданному холму... уже можно было различить голоса... И бог узнал эти голоса — это были голоса его детей! После многолетних поисков Глаз всё-таки нашёл их в океане и теперь торжественно вёл к холму Бен-Бен, где столетия напролёт горевал безутешный отец. Не веря своему счастью, Атум заплакал от радости. Его слезы дождём хлынули на землю.

Когда Шу и Тефнут ступили на холм, бог кинулся было им навстречу, чтоб поскорее обнять,— как вдруг Глаз, весь багровый от ярости, подскочил к Атуму и прохрипел гневно:

— Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты — и это благодарность! — ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!

— Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб. Оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой.

Но оскорблённый Глаз не слушал никаких оправданий. Желая во что бы то ни стало отомстить богу, он превратился в ядовитую змею кобру. С грозным шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные в Атума.

Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея — урви. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожит их, испепелив своими лучами.

Из вод океана Нуна вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Растаяла первозданная тьма; мир наполнился живительным светом.

Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей — звёзды. Разгневанный Геб напустился на супругу, осыпая её проклятиями. Тогда, чтобы положить скандалу конец, солнечный бог Ра приказал Шу:

— Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.

Богу ветра ничего не оставалось делать, как исполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнёс заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной завыл ураган. Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. В океане Нуне зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались по зеленеющим долинам. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра.

Наступил Золотой век — время, когда люди и боги жили на земле вместе.

Такая легенда о сотворении мира провозглашалась жрецами города Иуну. Греки называли этот город Гелиополем, что означает «Солнцеград» — город, где поклоняются солнцу. Иуну был главным культовым центром солнечных богов Ра и Атума.

Однако в любом крупном городе был свой бог-покровитель, и почитался он там гораздо больше, чем во всех других городах Египта. Жрецы — служители такого божества стремились сделать роль своего бога в государственной религии как можно более важной. Для этого они разрабатывали свои собственные учения о сотворении мира, по которым именно их бог считался творцом и прародителем всех самых популярных и почитаемых богов Египта — Шу и Тефнут, Геба и Нут и богов, рождённых ими.

В древнейшей столице Египта городе Хет-Ка-Пта творцом мира считался бог Птах (или Пта), покровитель искусств и ремёсел. Птах создал сам себя, затем создал Атума, — а уже Атум творил мир, действуя «согласно воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им все магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи.

В городе Хемену (в поздней коптской огласовке — Шмуну, по-гречески — Гермополь) провозглашалось иное учение: в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун. Она снесла яйцо, в котором был свет. Этот свет и дал начало жизни.

Самое замечательное, что при таком обилии противоречащих друг другу учений не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной. Понятий «ересь», «еретик» — не существовало, и никто не подвергался преследованиям со стороны жречества за «ложную, неправильную веру». Даже одна и та же легенда о сотворении мира могла существовать сразу в нескольких вариантах. Так, в Иуну почиталась мифическая птица Бену (которую греки отождествляли с фениксом). В начале творения Бену летал над водами Нуна и на холме Бен-Бен свил гнездо. Бену и стал прародителем жизни.

Миф о Великом Гоготуне тоже не был единственным в учении жрецов города Хемену. По другому мифу, мир сотворила Великая Восьмёрка богов — четыре мужских божества с головами лягушек и четыре женских с головами змей. Боги Великой Восьмёрки плавали в океане Нуне, создали яйцо и возложили его на первозданный холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри — «молодой Ра».

Древнегреческая Версия
Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных существ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Индийская версия
Творение

       В начале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне,   воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

       Но тогда Творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей Вселенной, и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?" И страх его прошел, ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

       Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?" И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

       Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — Соме, богу Луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

       Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — Адити — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

       Издревле сыновья Дити и Дану — их называют обычно асурами — были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над Вселенной длилась много веков, а не было конца их вражде.

__________________________________________________________________________________________________________________

странно, я до этого не читала скандинавскую версию она мне кажется какой-то правдоподобной.....
славянскую версию я такую первый раз слышу не знаю откуда она взялась и что, она была позже других?
Если у кого есть пояснеия этим мифам или мифы других народов,выкладывайте...

0

2

Однако спасибо за инфу, не знал, что у славян-язычников есть понятие Всевышнего...

0

3

Насчет всевышнего у язычников советую Кураева почитать. Статья "Если бог есть любовь". А по поводу сотворения мира, хоть и учусь я на физ-техе, всеравно считаю, что мир создал Господь.

0

4

то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови.

Не новь, а нАвь.

0

5

Ну вы бы еще спорили. Что Явь надо писать йАвь а противоположность нАвь. Собсно этим они в записи и отличались. И роль нынешней буквы Й сначала исполнял аналог буквы н с черточкой вверху. В этом даже есть немного смысла. По сути они одно и тоже, отличие очень не сильное, но на самом деле они и очень разные.

0

6

Царь_Обезьян (PanSandro) написал(а):

Не новь, а нАвь.

м....) Верн.
Явь, Навь, Правь - одно из толкований священного числа 3.)

0

7

Я ещё как-то читал китайскую версию. Сейчас помню смутно, поэтому скажу в двух словах: Вначале был Тьен. Он был огромен и существовал в абсолютной пустоте. Как это ни странно, он был смертен (или что-то в этом роде). Когда пришло его время, он распался на части и они образовали звёзды, планеты, системы и т.д. - то есть материю. А его бессмертная душа превратилась в вездесущую и всепоглощающую Ци (тут уже могут быть неточности, поэтому не пинайте сильно). Ну а дальше понеслась. Образовались всякие боги и демоны, люди и животные и прочее...
Надо будет поискать источник.

0

8

Хм... А мне нравится вот этот отрывок из Сильмариллиона. (перевод не ати. другого у меня нет) И за правду его считать не надо. Но интересно... А если учесть, что Толкиен писал это, основываясь на анализе мифологий всего мира, то это мегавещь...

"                         АИНУЛИНДАЛЕ (Музыка Аинур)

     Эру Единственный, кого в Арда называли "Илюватар", был всегда.
     Вначале Он сотворил Аинур, Первых Святых, порождение Его мысли, и они
были при Нем уже тогда, когда еще ничего другого не было.
     И Он обратился к ним и дал им темы для музыки, и они пели для Него, и
Эру радовался.
     Но  долгое  время  они  пели  поодиночке,  либо  малыми  группами,  а
остальные слушали, потому что каждый воспринимал только  ту  часть  разума
Илюватара, воплощенного в теме музыки, из которой сам был создан. И каждый
медленно постигал каждого. Но все же слушая они пришли к  более  глубокому
пониманию, и пение становилось все более гармоничным.
     И случилось так, что  Илюватар  созвал  всех  Аинур  и  предложил  им
величественную сцену, показав вещи более значительные и удивительные,  чем
те, что Он открыл им раньше. Но великолепие начала этой темы  и  блеск  ее
окончания так изумил Аинур, что они склонились перед Илюватаром и молчали.
     Тогда Илюватар сказал им: "Я желаю, чтобы по предложенной вам теме вы
все вместе создали гармоничную великую музыку.  И  так  как  в  вас  горит
зажженное мной вечное пламя, вы  покажете  свою  силу,  украсив  эту  тему
каждый по своему разумению и способностям. Я же буду смотреть и слушать  и
радоваться великой красоте, что пробудится в песне с вашей помощью".
     И вот голоса  Аинур,  подобно  арфам  и  лютням,  флейтам  и  трубам,
скрипкам и органам, подобные бесчисленным  хорам,  начали  развивать  тему
Илюватара.  И  звуки  бесконечно  чередовались  в   гармонично   сотканных
мелодиях, уходивших за пределы слуха в глубину и в высоту.  И  место,  где
обитал Илюватар, переполнилось звуками, и музыка,  и  эхо  музыки  ушли  в
пустоту, и та перестала  быть  пустотой.  Никогда  больше  с  тех  пор  не
создавали  Аинур  музыки,   подобной   этой.   Но   говорят,   что   более
величественная музыка прозвучит перед Илюватаром, сотворенная хорами Аинур
и детей Илюватара, когда настанет конец дней. И лишь тогда темы  Илюватара
зазвучат правильно и обретут  Бытие,  потому  что  все  тогда  поймут  Его
замыслы, и каждый постигнет разум  каждого.  И  Илюватар  даст  их  мыслям
тайный огонь и возрадуется этому.
     Пока  же  Илюватар  сидел  и  слушал,  и  долгое  время  не   находил
недостатков в музыке. Но тема развивалась, и вот Мелькор начал вплетать  в
нее образы, порожденные его собственным воображением, не  согласующиеся  с
темой Илюватара, потому что Мелькор искал способ увеличить  силу  и  славу
той части темы, что была назначена ему.
     Мелькору, среди всех Аинур были даны  величайшие  дары  могущества  и
знаний, к тому же он имел часть во всех хорах, полученных его  собратьями.
Он часто бродил один, разыскивая Вечное пламя, потому что Мелькора сжигало
желание принести в Бытие свои  собственные  творения.  Ему  казалось,  что
Илюватар обошел вниманием пустоту, и Мелькор хотел заполнить ее. Однако он
не нашел огня, потому что этот огонь  -  в  Илюватаре.  Но  когда  Мелькор
бродил в одиночестве, у него стали возникать собственные замыслы, отличные
от замыслов собратьев.
     Некоторые из этих мыслей он начал теперь вплетать в  свою  музыку.  И
тотчас же прозвучал диссонанс, и многие из тех, кто пел  вблизи  Мелькора,
пришли в  замешательство,  и  мысли  их  спутались,  и  музыка  их  начала
спотыкаться,  а  некоторые  начали  подстраивать  свою  музыку  к   музыке
Мелькора, предпочитая ее той, которая возникла в их собственных мыслях.  И
тогда диссонанс, порожденный Мелькором, стал распространяться все шире,  и
мелодии, слышавшиеся до этого, утонули в море бурных звуков.
     Но Илюватар сидел и слушал, пока не стало казаться,  что  вокруг  Его
трона бушует яростный шторм, как будто темные волны двинулись войной  друг
против друга в бесконечном гневе, который ничем нельзя успокоить.
     Тогда Илюватар встал, и Аинур увидели, что Он  улыбается.  Он  поднял
левую руку, и вот среди бури зазвучала готовая тема, похожая и не  похожая
на прежние, и в ней были сила  и  новая  красота.  Но  диссонанс  Мелькора
возвысился  над  шумом  и  стал  бороться  с  темой.  И   снова   началось
столкновение  звуков,  более  неистовое,  чем  прежде.  И  Мелькор   начал
побеждать.
     Тогда опять поднялся Илюватар и Аинур увидели, что лицо у Него  стало
суровым, и Он поднял правую руку, и вот, среди смятения  зазвучала  третья
тема, и она не была похожа на другие.  Потому  что  сначала  она  казалась
мягкой и приятной, как бы журчание спокойных звуков в нежных мелодиях,  но
ее нельзя было заглушить, и она заключала в себе силу и глубину. И в конце
концов показалось, что перед  троном  Илюватара  звучат  одновременно  две
мелодии, совершенно  противоречащие  друг  другу.  Одна  была  глубокой  и
обширной,  прекрасной,  но  медленной,  и  она  сочеталась  с  неизмеримой
печалью, из которой, главным образом, и исходила  ее  красота.  Другая  же
мелодия достигала теперь единства в самой себе,  но  она  была  громкой  и
гордой и бесконечно повторялась. И в ней было мало  благополучия,  скорее,
она напоминала шум, как будто множество  труб  твердили  несколько  нот  в
унисон. И эта вторая мелодия пыталась поглотить первую. Но  казалось,  что
ее  победные  ноты  забирала  первая  мелодия  и  вплетала  в  собственный
торжественный рисунок.
     В апогее этой борьбы, от которой колебались стены залов  Илюватара  и
дрожь убегала в недвижимые доселе безмолвия, Илюватар встал в третий  раз,
и лицо Его было ужасно. Он поднял обе  руки,  и  одним  аккордом  -  более
глубоким, чем Бездна, более высоким, чем небесный свод, пронзительным, как
свет из очей Илюватара, музыка прекратилась.
     Тогда Илюватар заговорил, и Он сказал: "Могущественны Аинур, и  самый
могущественный среди них - Мелькор, но он не должен забывать, и все  Аинур
тоже, что я - Илюватар. Я покажу вам то, что сотворило ваше пение, дабы вы
могли взглянуть на свои творения. И ты, Мелькор, увидишь,  что  нет  темы,
которая не исходила бы от меня, потому что тот, кто пытается сделать  это,
окажется  не  более,  чем  моим  орудием  в   соответствии   вещей   более
удивительных, чем он сам может представить себе".
     И Аинур испугались. Они еще не понимали слов, обращенных  к  ним,  но
Мелькор исполнился стыда, породившего тайный гнев.
     А Илюватар поднялся во  всем  своем  блеске  и  вышел  из  прекрасной
страны, которую Он создал для Аинур. И Аинур последовали за Ним.
     И когда они оказались в пустоте, Илюватар сказал  им:  "Глядите,  что
сотворила ваша музыка!" И Он дал им возможность видеть там, где раньше они
только слышали, и они увидели новый мир, возникший перед ними. И  он  имел
форму шара, висящего в пустоте. И пока Аинур смотрели и  удивлялись,  этот
мир начал  раскрывать  свою  историю,  и  им  казалось,  что  он  живет  и
совершенствуется.
     Аинур долгое время  вглядывались  и  молчали,  а  Илюватар  заговорил
снова: "Смотрите на дело вашей музыки! Это то, что вы напели. И каждый  из
вас найдет в его содержимом, в задаче, которую я поставил перед вами,  все
то, что, как ему могло бы показаться, он придумал или добавил сам.  И  ты,
Мелькор, обнаружишь там все тайные мысли твоего разума и ощутишь, что  они
- не более чем часть целого и помогают его славе".
     И еще многое говорил Илюватар в этот раз Аинур, и они  запомнили  Его
слова. И так как каждый из них знает содержание  музыки,  которую  он  сам
создал, всем Аинур известно многое и о том, что было, есть и будет, и мало
что скрыто от них.
     Но все  же  есть  и  такое,  чего  они  не  могут  увидеть  -  ни  по
отдельности, ни объединив свои силы; потому что Илюватар никому не  открыл
до конца свои  замыслы,  и  в  каждой  эпохе  происходит  что-то  новое  и
непредсказуемое, не возникающее из прошлого.
     И случилось так, что когда это видение Мира развернулось перед  ними,
Аинур заметили, что оно содержит в себе нечто, чего не было в их замыслах.
И они увидели с изумлением приход Детей Илюватара и  место  приготовленное
для них. И Аинур ощутили, что они сами, трудившись над своей музыкой, были
заняты подготовкой местопребывания Детей  Илюватара.  Но  все  же  они  не
поняли, что  смысл  создания  мира  не  только  в  воплощении  красоты  их
замыслов, потому что Дети Илюватара -  это  позднейшие  эпохи,  это  конец
Мира.
     Тогда смятение охватило Аинур, но Илюватар обратился к  ним,  сказав:
"Мне известно ваше желание: чтобы  то,  что  вы  видели,  обрело  истинное
существование - не только в ваших мыслях, но так же,  как  существуете  вы
сами. Поэтому я говорю: Да! Пусть все это обретет  Бытие!  И  я  изолью  в
пустоту Вечное Пламя, и оно станет сердцем Мира, и Мир возникнет. И те  из
вас, кто пожелает, смогут сойти в него".
     И внезапно Аинур увидели вдалеке свет, как будто там  было  облако  с
бьющимся в нем огненным  сердцем.  И  они  поняли,  что  то  было  уже  не
видением, но Илюватар сотворил нечто новое: Эа, Мир Существующий.
     И некоторые Аинур остались с Илюватаром за пределами мира, а  другие,
и среди них многие из величайших и самых прекрасных, покинули Илюватара  и
спустились в Мир. И так ли решил Илюватар, или же это было неизбежно, но с
тех пор их  могуществу  суждено  остаться  в  мире  и  ограничиваться  его
пределами - остаться в  нем  навсегда,  пока  срок  существования  его  не
завершится. И эти Аинур стали жизнью Мира, а он - их жизнью. И  потому  их
называли Валар, Силы Мира.
     Но  когда  Валар  вошли  в  Эа,  они,  пораженные,   остановились   в
замешательстве, потому что Мир оказался таким, как  будто  ничего  еще  не
было сделано из того, что показывали видения: все только начиналось  и  не
имело формы, и стояла тьма. Потому что великая музыка была лишь  развитием
и расцветом мысли в залах, не знающих Времени,  а  Видение  -  всего  лишь
предвидением. Но теперь Валар оказались в начале Времени и поняли, что Мир
был ими только предсказан, и теперь им предстояло создать его.[/align]
"
                                           (Дж.Р.Р.Толкиен "Сильмариллион")

Отредактировано Cheef.Master (2007-04-04 02:37:15)

0

9

Спасибо за инфу!!!  :O Я именно это и исчу уже с месяца два!!

0

10

Cheef.Master
интересненько. а там весь рассказик такой, или потом начинается ботва про эльфов?)

0

11

Ну, вроде бы, да. Весь в таком стиле. Если хочешь могу скинуть весь текст. Там около 2х метров. Но это того стоит...

0

12

Cпасибо, не люблю читать книги с компа, лучше поищу печатный вариант)

0

13

norther написал(а):

Я ещё как-то читал китайскую версию. Сейчас помню смутно, поэтому скажу в двух словах: Вначале был Тьен. Он был огромен и существовал в абсолютной пустоте. Как это ни странно, он был смертен (или что-то в этом роде). Когда пришло его время, он распался на части и они образовали звёзды, планеты, системы и т.д. - то есть материю. А его бессмертная душа превратилась в вездесущую и всепоглощающую Ци (тут уже могут быть неточности, поэтому не пинайте сильно). Ну а дальше понеслась. Образовались всякие боги и демоны, люди и животные и прочее...
Надо будет поискать источник.

Чего-то новое, это наверно дзенское иль даоское какое... Самый распространённый китайский миф о сотворение мира - миф о Пань Гу (Пхан Ку)

0

14

Царь_Обезьян (PanSandro) написал(а):

Чего-то новое, это наверно дзенское иль даоское какое... Самый распространённый китайский миф о сотворение мира - миф о Пань Гу (Пхан Ку)

А в двух словах о чём?

0

15

Миф о Паньгу
(Юань Кэ. Мифы древнего Китая)

Согласно легендам, в то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга , вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала куриное яйцо. В нём зародился наш первопредок Паньгу Он вырос и заснул, тяжело дыша в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! ничего не увидел: вокруг вокруг него был сплошной чёрный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы, - хуа ла! - и огромное яйцо раскололось. Всё лёгкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошной хаос, благодоря удару топором отделились друг от друга. После того как Паньгу отделил небо от земли, он, опасаясь, что они снова соединятся, упёрся ногами в небо и подпёр головой небо.Так он и стоял изменяясь вместе с ним. Каждый день небо становилось выше на один джан., а земля становилась толще на один джан и Паньгу выростал на один джан. Прошло ещё восемнадцать тысяч лет - небо поднялось очень высоко, земля стала необычайно толстой, а тело Паньгу также выросло необычайно. Какого же роста стал Паньгу?  Говорят, что рост равнялся девяноста тысячам ли. Как высочайший столб, стоял великан Паньгу между небом и землёй, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он, один одинёшенек, поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил заэтой тяжёлой работой, как пошли целые эпохи. Наконец небо и земля, видимо, стали достаточно прочными, и Паньгу мог более не опасаться, что они соединятся вновь, ему ведь тоже надо было отдохнуть В конце концов он, подобно всем людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос громом, левый глаз солнцем, правый луной, туловище с руками и ногами четырьмя сторонами света и пятью знаменитыми горами, кровь реками, жилы дорогами, плоть почвой, волосы на голове и усы звёздами на небосклоне, кожа и волосы на теле травами, цветами и деревьями,  зубы и кости блестящими метеллами, крепкими камнями, жемчугом и яшмой и даже пот в капли дождя и росу. Одним словом, Паньгу, умирая всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным. Существуют и другие мифы о волшебной силе и првращениях Паньгу.Сравнительно ранней версией о появлении людей была версия о том, что люди произошли в результате взаимодействия двух великих духов Инь и Ян...

Согласно более позднему преданию, люди произошли из паразитов ползавших по телк Паньгу, когда он "лежал на смертном одре", а ветер их развеял повсюду. Эта версия, разумеется ещё более возвеличивала заслуги Паньгу, однако одновременно она ущемляла человеческую гордость и поэтому также не получила широкого распространения...

Ещё существует удивительное и прекрасное сказание о том, как небесные божества сообща
создали людей: Хуан-ди разделил людей на мужчин и женщин, Шаньпянь сделал уши, глаза
рот и нос, Саньлинь - руки и ноги...

Переписал из "Хрестоматии по истории мировой культуры" Г.В.Гриненко

0

16

Отлично сказано, миф он и есть миф. Многие спорят о таких историях. Мир на чем держится, на мифах или на реальности?
                                                                                                             Алатырь
Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.     
Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.
Бел-горюч камень Алатырь - это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен", и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он - непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять».
Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь.
Согласно древним легендам, Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. Так Алатырь связал миры -горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица - это тоже Алатырь.
В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась также - Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Близ Эльбруса был в древности Белый город, здесь жило славянское племя белогоров. Алатырь связан с небесным миром, Ирием, Беловодьем, - то есть с раем, по коему текут молочные реки. Алатырь - это Белый камень.
С Эльбруса стекает река Баксан. До IV века н.э. она именовалась рекой Альтуд, или Алатыркой. Эти имена содержат корень «альт», что значит «золото» (отсюда - «алтын»). Потому Алатырь - это и волшебный камень, прикосновение которого все обращает в золото. Это и Золотая гора, гора Злато- горки и Святогора. Значит, Алатырь - это Святая гора.
Есть также камень Алатырь на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная Ра-река. И у ее устья на острове Буяне также есть камень Алатырь, излечивающий от болезней и дающий бессмертие. Алатырь-горами именовались также Алтайские горы, Алатырь-островом назывался и Золотой остров Солнца в Северном океане.
Алатырь - не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Он двуедин - и мал, и велик, и легок и тяжел. Он - един, ибо в нем объединены все миры. Он непознаваем, подобно Прави. Это изначальный камень.

0

17

Алатырь - это всего лишь поэтизированный образ весенней грозовой тучи.

0


Вы здесь » Народная мудрость » Перенесённое на новый форум » Сотворение мира