Фолк-рок — музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки.
В первоначальном и наиболее узком смысле, этот термин относится к музыкальному стилю образовавшемуся в США и Канаде в середине 60-х гг. Музыкальное содержание стиля выражалось сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием фольклорных источников, а еще чаще инспирированных фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан (Bob Dylan).
Эта первоначальная форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрическим фолком» (англ. electric folk)). Пионерами этого стиля в конце 60-х стали Pentangle и Fairport Convention. Начиная с североамериканской формы фолк-рока, Pentangle, Fairport Convention и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. В то же время, в Бретани, Алан Стивелл (Alan Stivell) начал смешивать свои бретонские корни с ирландскими и шотландскими и рок-музыкой. Очень скоро после этого, бас-гитарист Fairport Convention Эшли Хатчингс (Ashley Hutchings) собрал группу Steeleye Span вместе с приверженцами традиционной британской фольклорной музыки, которые хотели попробовать усилить свою музыку электронными инструментами, а позднее непосредственно элементами рок-музыки.
Это, в свою очередь, породило другие варианты: самостоятельно развивавшийся английский фолк-рок группы Albion Band и некоторые сольные работы Ронни Лейна (Ronnie Lane), и более плодовитое течение кельтского фолка, сочетающее элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. По крайней мере, в первой половине 1970-х гг, кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными року приемами.
В более широком смысле, фолк-рок включает появившиеся позднее музыкальные жанры и движения, испытавшие влияние фольклорной музыки в англоговорящем мире и, в меньшей степени, во всей Европе. Как и для любого жанра, для фолк-рока трудно определить четкие границы. Фолк-рок может склоняться и в сторону фолка, и в сторону рока в использовании музыкальных инструментов, стиле, особенностях вокального исполнения и выборе материала для музыки. В то время как корни фолк-рока находятся среди музыки белого англоговорящего населения Северной Америки, не существует четкого разграничения того, фолк-музыку каких культур следует считать повлиявшими на него. Термин Фолк-рок обычно не применяется для характеристики рок-музыки основанной на блюзе или другой афроамериканской музыке (кроме той, которую «продвигают» сторонники возрождения фолк музыки), также как не применяется к рок-музыке каджунов, ни к музыке (особенно после 80-х гг.) не европейской фолк-культуры. Эти стили обычно классифицируются как «мировая музыка» (англ. world music).
Исполнители и композиторы
Некоторые исполнители и авторы песен четко ассоциируются с фолк-роком. Среди тех, кто начинал творчество с фолк музыки, а позднее включил в нее элементы рока:
Леонард Коэн (Leonard Cohen)
Донован (Donovan)
Джон Денвер (John Denver)
Боб Дилан (Bob Dylan)
Йони Митчелл (Joni Mitchell)
Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen)
Фил Окс
Ричард Томпсон (Richard Thompson)
Алан Стивелл (Alan Stivell)
Джеймс Тейлор (James Taylor)
Шон Филлипс (Shawn Phillips)
Кроме них, другие музыканты (обычно из более молодого поколения) в большей степени начинали смешивать элементы рока и фольклора с самого начала карьеры:
Джоната Брук (Jonatha Brooke)
Джим Крок (Jim Croce)
Нил Янг (Neil Young)
Джиллиан Велч (Gillian Welch)
Джоэл Спрейберри (Joel Sprayberry)
Мэтт Коста (Matt Costa)
Североамериканские вокальные фолк-рок группы 1960-х
Эти группы связывают с оригинальным Североамериканским фолк-роком, который берет начало и в традиционной фолк музыке, но в большей степени испытывает влияние современных исполнителей и авторов песен, таких как Боб Дилан или шотландский певец и композитор Донован.
The Band
Buffalo Springfield
The Byrds
Crosby, Stills & Nash
The Mamas & the Papas
Simon & Garfunkel
Peter, Paul & Mary Музыка группы представляет собой нечто среднее между городским фолком и фолк-роком
The Turtles (раннее творчество)
Другие фолк-рок группы США того же периода
Существовали рок-группы, которые также испытали значительное влияние фолка на их музыку, но обычно не классифицируемые как относящиеся к фолк-року.
The Grateful Dead
Jefferson Airplane
Love
Moby Grape
Сонни и Шер
Dion DiMucci (записи середины и конца 1960-х)
Gene Vincent (записи середины и конца 1960-х)
Британский и ирландский фолк-рок
Британский и ирландский фолк-рок (или электрофолк) является ветвью развития фолк-рока Северной Америки. Самой первой группой этого направления обычно считают Fairport Convention. Музыка этой группы первоначально звучала очень похоже на североамериканский фолк-рок, но постепенно стала вбирать в себя элементы фолк музыки Британских островов. Несколько групп в Бретани также тесно связаны с этим направлением. Они начали появляться начиная с работ Алана Стивелла (Alan Stivell).
Группы 1960-х
К этому движению не относят несколько британских групп середины 60-х гг, чья музыка основывалась или копировала североамериканский фолк-рок того времени. Это такие группы, как Chad and Jeremy, Peter and Gordon, The Searchers или Marianne Faithfull.
Capercaillie
Fairport Convention
Alan Stivell (Бретань)
Five Hand Reel
Hedgehog Pie
Horslips
Jack The Lad
Lindisfarne
Malicorne (Франция)
Magna Carta
Pentangle
Planxty
Richard Thompson
Steeleye Span
Tricks Upon Travellers
Van Morrison хотя не ассоциировался с фолк-роком в период своей популярности, но в позднее время обращался к этому жанру, особенно совместно с The Chieftains.
The Incredible String Band первоначально работали в этом жанре, но позднее направились в другом направлении музыки. Вокалист группы Робин Уильямсон Robin Williamson часто обращался к фолк-року в своем творчестве.
Группы 1970-х
Перечисленные далее группы функционировали в начале 70-х.
The Corrs
The Waterboys
Существует ряд групп, которые смешивают традиционную ирландскую музыку с панк-роком. Прототипом такой музыки можно считать хэви-металическую версию фольклорной песни "Whiskey in the Jar" 1973 года группы Thin Lizzy.
Dropkick Murphys
The Pogues
Fathom (band)
Flogging Molly
Прогрессив-фолк
В творчестве некоторых групп прогрессивного рока прослеживаются черты Фолк-рока и Фолк музыки. Среди них: использование старинных и традиционных инструментов, характерные гармонии, схожие тексты и пр. Музыку, исполняемую этими группами иногда называют "Прогрессив-фолком".
Caravan
Gryphon
Gentle Giant
High Tide
Jethro Tull (Не вся музыка этой группы содержит элементы фолка, но албомы "Songs from the Wood", "Heavy Horses" и "Stormwatch" обычно относят к фолк-року.)
Renaissance
The Strawbs
Tumulus (наиболее известная российская прогрессивная фолк-рок группа, сочетающая элементы мелодического прог-металла со славянскими традициями)
Современный Фолк-рок
К современному фолк-року относятся такие группы как Aaron Sprinkle, The Tossers, The River Bends, One Star Hotel, Tegan & Sara и другие.
Другие фолк-рок группы
Канадские группы Spirit of the West и Great Big Sea связывают со звучанием фолк-рока характерного оригинальному североамериканскому фолк-року.
The Picts (Шотландия)
The Duhks (Канада)
Energy Orchard
Garmarna (Швеция)
Gordon Giltrap
The Grapes of Wrath
Great Big Sea (Канада)
Gordon Lightfoot
Gundula Krause
Sufjan Stevens
Kazuki Tomokawa (Япония)
The Levellers
Roaring Jack (Австралия)
Ruby Blue
Runrig
Spirit of the West
Weddings Parties Anything (Австралия)
Энди Уайт (Andy White) - певец и композитор
World Party
Spiral Dance (Австралия)
The Bedridden (Австралия)
Los Jaivas (Чили)
Andre Pannenbaecker (Германия)
Русскоязычный фолк-рок
Русскоязычный фолк-рок чаще всего основывается на традиционной славянской фольклорной музыке и песнях, а также часто копирует или развивает традиции кельтского фолк-рока. Также как в англоязычном фолк-роке, нередко возникают трудности с классификацией тех или иных групп или исполнителей, а также с отнесением их к фолк-року. Например, группа Рада и Терновник смешивает элементы психоделической, этнической, рок-музыки и др. Далее перечислены известные русскоязычные рок-группы исполняющие фолк-рок или содержащие его в своем творчестве.
Митя Кузнецов
Разнотравие
Внуки Святослава
Башня ROWAN
Ва-Та-Га
Рада и Терновник
Тролль Гнёт Ель
Мельница
Канцлер Ги
Сауроныч
Reelroadъ
The Dartz
Mervent
Telenn Gwad
Наследие Вагантов
Сильфы
Инна Желанная
Калинов Мост
Пелагея
Arcaim
Волга
Totus Floreo
ru.wikipedia.org
Отредактировано Das Blut (2007-03-11 03:53:54)