Ирокезы – индейский народ Северной Америки, живущий в настоящее время в резервациях в штате Нью-Йорк. Взгляд на сновидения как на проявления желаний души, напоминающий в общих чертах психоаналитический подход, является наиболее важной теорией сновидений у ирокезов. Они считают, что душа человека имеет врожденные, обычно скрытые желания, таящиеся в самых ее глубинах. В сновидениях душа раскрывает свои желания.
Исполнение желаний души в сновидениях ирокезов
Ирокезы – индейский народ Северной Америки, живущий в настоящее время в резервациях в штате Нью-Йорк. Взгляд на сновидения как на проявления желаний души, напоминающий в общих чертах психоаналитический подход, является наиболее важной теорией сновидений у ирокезов. Они считают, что душа человека имеет врожденные, обычно скрытые желания, таящиеся в самых ее глубинах. В сновидениях душа раскрывает свои желания.
Поэтому большинство ирокезов внимательно относится к своим снам и к исполнению желаний души. Они также понимают, что очевидное сновидение может скорее скрывать, чем открывать ее истинные желания. Так как человек не всегда способен правильно проинтерпретировать свой сон, обычно он обращается к специально обученному толкователю.
Ирокезы осознают силу бессознательных желаний, которые раскрываются в сновидениях, и понимают, что их подавление может вызвать умственное или психическое расстройство. По их представлениям, сновидения могут открывать не только желания спящего, но и волю сверхъестественных существ. Невыполнение этой воли может привести к ужасным последствиями – смерти сновидца, всеобщему бедствию или даже концу света.
По рассказам миссионеров-иезуитов XVII века, описавших обычаи ирокезов, связанные со сновидениями, индейцам этого племени в их снах являлось только одно божество. Они подчинялись ему и следовали всем его приказаниям. Они считали себя безусловно обязанными в самое ближайшее время исполнять все, что велелось им в сновидении. Иезуитам так и не удалось разрушить эту веру. Квакеры, которые пришли к ирокезам с миссией 130 лет спустя, обнаружили то же почтение к снам. Вера ирокезов в сновидения жива до сих пор, хотя сила ее несколько ослабела. Даже сегодня сновидения играют значительную роль в управлении и выборе церемоний исцеления, избрании членов тайных медицинских обществ, друзей и даже в определении уровня доверия к жизни. Во время новогодней церемонии ирокезы все еще просят разгадать их сны и особенно яркие из них рассказывают толкователям.
Ононхаройя (дословно: переворачивание мозга вверх дном), названный первыми миссионерами «праздником дураков», был ежегодным праздни-ирокезов, во время которого они делились своими сновидениями. По наблюдениям иезуитов, во время ононхаройи «мужчины и женщины бросаются как сумасшедшие от хижины к хижине, разыгрывая свои сны в шарадах и требуя, чтобы они были разгаданы и исполнены». Сновидения, о которых рассказывают на празднике, содержат определенные желания, нередко сексуального или агрессивного характера, и пересказываются в форме загадок. Часто общество поддерживает рассказчика в исполнении его желаний, хотя агрессивные и связанные с насилием желания, направленные против членов общества, обычно проигрываются в пантомиме. Согласно наблюдениям некоторых современных авторов, традиционные представления ирокезов о сновидениях имеют много общего с идеями Зигмунда Фрейда и особенно с его мыслью о том, что сны открывают подавленные влечения, которые, если с ними не работать, отравляют душу человека. С этой точки зрения, ононхаройя является примером групповой психотерапии