Рекламка, уж простите: Знакомства для любых отношений

Народная мудрость

Объявление

ВНИМАНИЕ!!! ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА WWW.FOLKPORTAL.3DN.RU


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Народная мудрость » Перенесённое на новый форум » Развитие древнерусской живописи и зодчества.


Развитие древнерусской живописи и зодчества.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Характер формирования русского национального искусства.
Эпоху древнерусского искусства открывает Киевская Русь. В IX – X веках восточнославянские племена сливаются в мощное государство, первобытнообщинный строй сменяется феодализмом. В новых условиях неизбежны изменения в религии: с конца X века вместо язычества господствует Византийское православие. Одновременно наступает перелом в искусстве. На Русь приходят каменное зодчество, мозаика, фреска и станковая живопись (икона). Русская культура становится цельной, начинает обретать собственное лицо в диалоге с искусством византийского мира. Очень важно, что сама византийская культура выросла на античных корнях. Приобщение к ней позволило прикоснуться к ценностям одной из величайших цивилизаций.  Так же учитывая промежуточное положение России между восточным и западным миром, в искусстве Руси начинают взаимодействовать традиции и элементы разных культур, постепенно претворяясь из «чужого» в «своё».
По сути дела, именно к античности восходят появившиеся на Руси мысли о возможности художественного решения города в целом, принципы каменной арочной многоэтажной конструкции (вместо систем, основанных на применении дерева),умение относительно верно воспроизводить строение человеческого тела, его движения, мимику, передавая мысли и чувства изображаемых персонажей.
Блестящий расцвет Киевского государства сказывается в особенностях искусства той поры. Величие и торжествующая монументальность, нарядная праздничность и великолепие отчетливо звучат в градостроительном размахе, планировки древнего Киева, мерно нарастающем пирамидальном многоглавии храма Софии, драгоценном сиянии цветных и золотых смальт ее мозаик, в строгих и прекрасных ликах, неторопливой поступи, величественных позах и жестах изображенных фигур.
Рост самостоятельности различных частей Киевского государства приводит в XI – XII веках к образованию на его территории отдельных княжеств, возникновению и росту новых городов. В искусстве расцветают многочисленные местные школы. Очень ярки и самобытны новгородская и владимиро-суздальская школы. Среди существенных достижений владимирской школы: небывалое прежде объединение всех главнейших искусств – зодчества, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного творчества.
В XIII веке на Русь обрушивается нашествие кочевых орд. Главной становится объединительная тенденция, без которой немыслимо освобождение.
В пределах средневековья (как ранее, в X – XII, так и в XII – XV столетиях) важнейшие социальные, политические и культурные явления неминуемо соприкасаются с религией, своеобразно ею окрашиваются. Извечная для церкви антипатия к иноверцам в условиях монголо-татарского ига объективно совпадают со всенародным отпором завоевателям.
Православие, ставшее на Руси собственной религией, частью национального достояния, помогает противостоять гнету чужеземцев, поддерживая благородные освободительные идеи, мысль о грядущем величии отечества, скорбит о страданиях. Эти идеалы, по-разному претворенные в разных общественно-политических ситуациях, главенствуют в сознании всех художественных школ.

Ну, это было просто для информации. :)

Я предлагаю обсудить развитие культуры древнерусской, сравнить и провести параллели с развитием в тот же период культуры других народов.

0

2

Мой учитель по истории искуств говорил, что после нашествия монголов, на всех иконах перестали изображать святых с тёмными волосами и глазами и писали их светловолосыми и голубоглазыми. Этот учитель был тот ещё мистик и мотивировал это тем, что чингисхан был рыж и голубоглаз (по некоторым легендам), но я думую, это от того, что мы не хотели уподоблять своих святых темнооким и темновласым монголам-завоевателям.

0

3

А наш преподаватель по истории русского искусства, как и некоторые современные искусствоведы, считает, что период татаро-монгольского нашествия на Русь сохранил наши традиции, как бы "консервируя" их, не позволяя проникать влиянию Европы. Так что неизвестно еще что приключилось бы с нашей культурой, не будь мы под монгольским игом. И ещё он весьма скептически относится к фразам типа (это из того, что я писала выше): "обрушивается нашествие кочевых орд" и в все таком роде... Ну, что ж, пока я знаю не так много, поэтому тоже пишу так, как меня учили.

0

4

Гы... А я тоже не много знаю. Но пишу так как думаю.

По поводу изменения цвета волос и глаз у святых на иконах спорить не буду. Но про консерву с начинкоиз руси и банкой из орды выскажусь.То, что на руси иго было конечно на культуру Руси повлияло, но никак не законсервировало ее от Европы. Какую культуру там можно было перенять? У этих никогда не моющихся варваров. Они же ведь в реке купались, да и то только летом. А зимой воняли ходили. А духи вы думаете почему именно они придумали? Да что бы хоть вонять ромашкой. Возьмите к примеру итальяшек. В древнем Риме воду поставляло в город 12 акведуков. И римлянам на мытье ее едва хватало. А нвнешним Римлянам эту воду поставляют только половина акведуков, остальные пришли в нерабочее состояние. Чувствуете разницу?
А на Руси баня была!И люди  чистоплотные были. Мылись часто. Куда этим европейцам  до нас было. Это они скорее всего консервантами были.

Отредактировано Cheef.Master (2007-03-20 00:54:30)

0

5

Cheef.Master написал(а):

То, что на руси иго было конечно на культуру Руси повлияло

В том, что иго практически НЕ повлияло на русскую культуру, можно убедится, посмотрев и почитав о памятниках этой эпохи. Нашествие сильно притормозило развитие русской культуры. Так, в XIV веке, после освобождения от ига, происходит явный расцвет русского искусства, формирование художественных школ (как уже было написано мной в самом начале темы, это новгородская, владимиро-суздальская, псковская, московская школы).

Cheef.Master написал(а):

Какую культуру там можно было перенять?

То, что европейцы редко мылись, это безусловно интереснейший исторический факт, но не стоит отводить ему столь почетное место. :) Это было что-то из серии "а слона-то я и не приметил". Давайте выясним, что же на самом деле происходило в Европе в этот период. Заранее извиняюсь за ооочень грубое деление на эпохи. Но, всё же. X - XII в. - романский стиль; XII - конец XIV в. - готический стиль; XV - XVI в. - Возрождение. Ну, и далее, с середины XVI в. до VXIII - барокко, потом классицизм с рококо, но это уже не так важно...
Так вот, сравнив путь, по которому пошло русское искусство, с тем, как развивалось европейское, можно заметить, что пока Европа двигалась в сторону Возрождения, у нас был "застой" по причине Ига. Следовательно, когда у европейцев наступило это самое Возрождение, объединившаяся к тому моменту Русь двигалась совсем по другому, своему собственному, пусть и отсталому пути. Ренессанса на Руси не было. Ну, практически не было. И главной причиной "консервирования" русской культуры было, как ни крути, татаро-монгольское нашествие.

Ну, Cheef.Master, а если ты не знаешь, какую культуру из Европы можно было перенять, советую тебе работы мастеров Ренессанса посмотреть, ну и готической эпохи тоже не помешает... Но кичиться незнанием европейской культуры, всё-таки, не стоит.

0

6

Примечательно, что не мылись и женщины. Но, в отличие от мужыкоф, они исхитрялись юзать гигиену, не вступая в противоречия с суровыми католическими взглядами того времени (именно эти взгляды являлись причиной минимального участия водных процедур в жизни населения). Прекрасные дамы использовали яблочный уксус! Натирались им, в общем. А вот храбрые рыцари откровенно воняли, вызывая эффект обморока у прекрасной половины на массовых культурно-развлекательных мероприятиях. Не простые были времена...
Но вернёмся в главное русло - Русь. Вроде у Асова (но могу и ошибаться) читал упоминание о дневниках некоего арабского путешественника, который описывал нравы и быт русских славян. Не очень лестное описание, надо сказать... Хотя и арабы мало у кого вызывали восхищение  :D

0

7

Cheef.Master написал(а):

У этих никогда не моющихся варваров.

norther написал(а):

Примечательно, что не мылись и женщины.

И что вам так нравится эту тему муссировать...

А вот про арабского путешественника интересно было бы почитать... :)

0

8

БронипатиссОн написал(а):

И что вам так нравится эту тему муссировать...

Такие темы добавляют живости в сухие исторические факты  :)

БронипатиссОн написал(а):

А вот про арабского путешественника интересно было бы почитать...

Там, если в двух словах, его поразила простота и непосредственность народа в некоторых, хм... вопросах))
Ещё более ранние свидетельства (относящиеся к языческим временам Руси) описывают суровый и даже жестокий народ, но тем не менее на редкость прямой и честный. Прямота - исконная черта русского человека.

0

9

:rolleyes:

0

10

Я всё под впечатлением от сегодняшнего похода в Третьяковку... Залы с иконами... Признаюсь честно - я ни разу не знаток иконописи и, хоть и уважаю этот вид творчества (тем более, что это родное), но никогда не мог отличить Андрея Рублёва от кого-нибудь ещё (ну знал конечно самые известные его работы, но ни по стилю, ни по каким-либо особенностям не отличал). Сегодня походу смог. Я и раньше знал, что иконы - это прежде всего образы (чаще их называют образа), но сегодня как-то особенно это прочувствовал. Их и рассматривать надо по-особенному - целостно, образно, как бы изнутри. Они передают не просто видение автора - это что-то намного большее. Неслучайно настоящий иконописец перед началом работы обязательно постится и готовится духовно.

0

11

Я радуюсь за тебя! :)

Иконописцы, вообще, жили в большой строгости. Нужно тяжелый путь пройти, чтобы Святых было позволено изображать.

0

12

Сейчас много развелось тех, кто рисует иконы. Но иконописцами большинство из них язык не повернётся назвать. Хотя, настоящую икону должно быть видно - это не просто однообразная картинка на дереве, за ней как будто что-то есть.
Именно этого и не понимают многие, приравнивая поклонение иконе язычеству.
Икона - лишь образ. И чем воодушевлённее он создавался, тем живее будет икона.

Отредактировано norther (2007-04-06 18:06:26)

0

13

norther написал(а):

Сейчас много развелось тех, кто рисует иконы.

Вообще-то иконы не рисуют, а пишут. :)
Кстати, изначальное значение слова "образ" - Бог, божественная сущность.  "По образу и подобию своему". Отсюда и такое значение, и употребление слов: образ, образа, безобразный и т.д. Изначальное понимание этих слов отличается от настоящего...

0

14

БронипатиссОн написал(а):

Вообще-то иконы не рисуют, а пишут.

Я не случайно употребил именно слово "рисуют" ) там типа контекст дальше)

0

15

А, понятно тогда... Но всё равно рисунок не стоило обижать!  :mad:

0

16

БронипатиссОн написал(а):

Но всё равно рисунок не стоило обижать!

простите великодушно)) но фраза "малюют иконы" звучала бы слишком кощунственно :)

0


Вы здесь » Народная мудрость » Перенесённое на новый форум » Развитие древнерусской живописи и зодчества.