Характер формирования русского национального искусства.
Эпоху древнерусского искусства открывает Киевская Русь. В IX – X веках восточнославянские племена сливаются в мощное государство, первобытнообщинный строй сменяется феодализмом. В новых условиях неизбежны изменения в религии: с конца X века вместо язычества господствует Византийское православие. Одновременно наступает перелом в искусстве. На Русь приходят каменное зодчество, мозаика, фреска и станковая живопись (икона). Русская культура становится цельной, начинает обретать собственное лицо в диалоге с искусством византийского мира. Очень важно, что сама византийская культура выросла на античных корнях. Приобщение к ней позволило прикоснуться к ценностям одной из величайших цивилизаций. Так же учитывая промежуточное положение России между восточным и западным миром, в искусстве Руси начинают взаимодействовать традиции и элементы разных культур, постепенно претворяясь из «чужого» в «своё».
По сути дела, именно к античности восходят появившиеся на Руси мысли о возможности художественного решения города в целом, принципы каменной арочной многоэтажной конструкции (вместо систем, основанных на применении дерева),умение относительно верно воспроизводить строение человеческого тела, его движения, мимику, передавая мысли и чувства изображаемых персонажей.
Блестящий расцвет Киевского государства сказывается в особенностях искусства той поры. Величие и торжествующая монументальность, нарядная праздничность и великолепие отчетливо звучат в градостроительном размахе, планировки древнего Киева, мерно нарастающем пирамидальном многоглавии храма Софии, драгоценном сиянии цветных и золотых смальт ее мозаик, в строгих и прекрасных ликах, неторопливой поступи, величественных позах и жестах изображенных фигур.
Рост самостоятельности различных частей Киевского государства приводит в XI – XII веках к образованию на его территории отдельных княжеств, возникновению и росту новых городов. В искусстве расцветают многочисленные местные школы. Очень ярки и самобытны новгородская и владимиро-суздальская школы. Среди существенных достижений владимирской школы: небывалое прежде объединение всех главнейших искусств – зодчества, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного творчества.
В XIII веке на Русь обрушивается нашествие кочевых орд. Главной становится объединительная тенденция, без которой немыслимо освобождение.
В пределах средневековья (как ранее, в X – XII, так и в XII – XV столетиях) важнейшие социальные, политические и культурные явления неминуемо соприкасаются с религией, своеобразно ею окрашиваются. Извечная для церкви антипатия к иноверцам в условиях монголо-татарского ига объективно совпадают со всенародным отпором завоевателям.
Православие, ставшее на Руси собственной религией, частью национального достояния, помогает противостоять гнету чужеземцев, поддерживая благородные освободительные идеи, мысль о грядущем величии отечества, скорбит о страданиях. Эти идеалы, по-разному претворенные в разных общественно-политических ситуациях, главенствуют в сознании всех художественных школ.
Ну, это было просто для информации.
Я предлагаю обсудить развитие культуры древнерусской, сравнить и провести параллели с развитием в тот же период культуры других народов.